пятница, 8 февраля 2013 г.

сталин и церковь в цифрах

Мечта о ХозяинеВ начале 90-х годов был со мной такой случай. У входа в метро я увидел невысокого роста скромно стоявшую старушку, державшую в руке газету с портретом Сталина на первой странице. Я подошел к ней и говорю: «Неужели у Вас в семье никого не расстреляли?». Бывало, и раньше (хоть и попрекая себя самого словами: «молодец среди овец») не удерживался я и подходил с таким вопросом к старушкам с портретом Сталина, получая в ответ: «Иди, иди, жидомасон!». Но тут и старушка была другая (так сказать, не вдохновенная), и я чувствовал, что задал вопрос по-настоящему спокойно и мирно. Она ответила мне в тон, спокойно и мирно: «Не, милый, нас раскулачили». Не помню, каким восклицанием я выразил свое недоумение: мол так что ж Вы?! На что старушка покачала головой: «Хозяин нужен, Хозяин».Для людей, не склонных к размышлению и к ответственности за мир своих представлений, мечта о Сталине извинительна. Тем более, если человек — рядовой, живущий на одну лишь зарплату или одну лишь пенсию, чувствующий полную брошенность…А если — православный?Книга И.А. КурляндскогоНедавно вышла книга историка И.А. Курляндского «Сталин, власть, религия» (Москва, «Кучково поле», 2011) — объемный (700 стр.), основательный труд, не оставляющий и тени сомнений: оценка деятельности Сталина в отношении к Церкви может быть лишь сугубо негативной. Увы, легко представить, как и от этой — подробно документированной, не голословной ни в одном положении — монографии отмахнутся наши православные сталинисты, похулят и оставят без внимания. Но для честного человека знакомство с указанной книгой принесет много пользы. Автор не ограничивается в своих исследованиях одной лишь личностью Сталина. Знакомясь со многими (порой очень редкими) документами, читатель узнает о масштабном характере борьбы советского государства с Церковью. Некоторые документы, из провинции, в особенности, дают вдруг какой-нибудь живой и тем более жуткий штрих. Список используемой литературы содержит более 200 названий, автор привлекает многие серьезные исследования. При этом, несмотря на научный характер, книга написана так, что читается без труда. Мы и будем, главным образом, следовать книге И.А Курляндского, то прибегая к сжатому пересказу, то приводя цитату (в скобках указывается номер страницы). В этой статье используются также лекции А.Л. Беглова «История Русской Церкви в ХХ веке».Прежде всего, обратимся к становлению личности Иосифа Джугашвили: В книге соответствующая (и довольно пространная) часть называется «Вместо введения. К вопросу о духовном образовании Сталина», но ее рассмотрения глубже, чем указано в названии.Мальчик СосоНевысокий, худой и крепкий, физически развитый (хорошо плавал), резвый и волевой. В играх стремился быть лидером. По одному из воспоминаний, «не жалел энергии, чтобы победить противника». Увлекался театром, хорошо исполнял свои роли в любительских спектаклях, активно участвовал в их организации. Пел в церковном хоре в г. Гори, обладал прекрасным дискантом. Любил декламировать стихи. Сам писал стихи, и после публикации некоторых своих стихотворений в газете «Иверия» получил (по легенде) высокую оценку Ильи Чавчавадзе.И. Курляндский отмечает: «В характеристике юного Сталина почти не встречается такое качество, как доброта, но отмечаются смелость, твердость воли и настойчивость в достижении цели» (13).Семинарист-марксистВ Тифлисской семинарии Иосиф Джугашвили учился с 1894 г. по 1898 г. В мае 1898 г. он был исключен прямо перед экзаменами с формулировкой «за неявку на экзамен по неизвестной причине» — действительной причиной могло быть участие Иосифа в марксистской деятельности.Надо отдать должное И.А Курляндскому: он пишет нелицеприятно. И готов согласиться с тем, что многое в жизни семинарии (коротко сказать, казарменный дух) толкало учащихся на ложный путь.Когда будущий Сталин утратил веру? Сохранилось четверостишие, написанное Иосифом еще в родном Гори, по непритязательным строчкам этого стихотворения можно судить, что в детстве Иосиф, несомненно, был верующим. Из воспоминаний семинаристов-однокашников следует, что «обращение» друга в безверие произошло с ним в третьем или четвертом классе. Он будто бы сказал одному из товарищей: «Знаешь, Гриша. Он не несправедлив, его просто нет. Нас обманывают». Другому, расстроенному из-за плохих отметок, он предлагал не надеяться на Бога, но только «на свою голову и свои силы».Известны случаи удивительно дерзкого, наглого поведения Иосифа Джугашвили в стычках с администрацией. Как-то раз, в порядке развлечения, один из семинаристов вдруг принялся дико подвывать во время пения хором «Алиллуйя», чем рассмешил своих товарищей. Инспектор сделал тогда и такую запись: «Особенно сильно хохотал Джугашвили». Однажды в Страстную пятницу, по предварительному сговору, семинаристы не только наелись, но и оскоромились, одним из участников такого «подвига» был и Сосо.Еще учась в семинарии, Иосиф увлекся марксизмом, и в 1896-1898 годах руководил марксистским кружком, собиравшимся на квартире у одного из его друзей. В 1898 г. вступил в грузинскую социал-демократическую организацию «Месаме-даси» («Третья группа») и быстро стал членом ее ядра.Бесстрашный Коба. Книга Саймона МонтефиореВ 2007 г. вышла книга известного британского историка и писателя (он специализируется на истории России) Саймона Монтефиоре «Молодой Сталин» (Simon Sebag Montefiore «Young Stalin»/ Orion Books 2007), к сожалению, не переведенная пока на русский язык. Есть внятная об этой книге в журнале «Огонек». Нет оснований не доверять благожелательному настрою указанной публикации, впрочем, я был

Считать, как это сейчас стало "модно", что Сталин был благодетелем для нашей Церкви, небезопасно: можно оказаться хулителем Духа Святого. Ибо, по толкованиям святых отцов, одна из разновидностей таковой хулы есть приписывание дьяволу дел Божиих. Не должно называть инфернальное праведным, черное белым, а плоды репейника — смоквами. Надеемся, что предлагаемый читателю краткий очерк послужит ясности в данном вопросе.

Сталин: гонитель Церкви — Церковь — Татьянин День

Комментариев нет:

Отправить комментарий